В двух районах области жители подали в суд на региональное министерство здравоохранения с требованием возместить ущерб, нанесенный отсутствием в аптеках бесплатных лекарств и расходных материалов. В Балашове мужчина, страдающий онкологическим заболеванием, был вынужден потратить на льготный препарат 8,6 тысячи рублей. Житель Вольска в течение нескольких месяцев не может получить тест-полоски для глюкометра, полагающиеся больным сахарным диабетом.
Как сообщает прокуратура Балашова, в сентябре областной онкоконсилиум рекомендовал местному жителю препарат «Касодекс», прием которого способствует регрессии опухолей. Принимать эти таблетки нужно каждый день в течение нескольких месяцев. Препарат входит в список жизненно необходимых лекарственных средств. Мужчина состоял на учете в центральной районной больнице уже более полугода, то есть у медицинского ведомства было достаточно времени, чтобы предусмотреть его потребности в медикаментах. Тем не менее, бесплатного «Касодекса» в балашовской аптеке не оказалось. ЦРБ направила в региональное министерство здравоохранения заявку, однако пациент смог получить льготное лекарство с опозданием более, чем на две недели. Такая же задержка случилась в декабре. Горожанин был вынужден покупать препарат за свой счет и потратил более 8,6 тысячи рублей. Как полагает прокуратура, права гражданина на получение социальных услуг оказались нарушены и министерство здравоохранения обязано компенсировать ему материальный ущерб.
Житель Вольска Дмитрий Тагаев требует возместить моральный вред, связанный с отсутствием в аптеке тест-полосок для определения уровня сахара в крови. По словам Дмитрия, в августе минувшего года в поликлинике ему выписали рецепт на 50 тест-полосок. В аптеке этого товара не оказалось, рецепт поставили на контроль, но, как говорит пациент, до сих пор не отоварили. Кроме того, как отмечает Тагаев, согласно федеральному стандарту лечения больных сахарным диабетом полагается бесплатно выдавать 730 полосок в год на человека, однако в вольской поликлинике выписывают лишь 600, ссылаясь на то, что эта цифра «забита в компьютерной программе», использующейся при оформлении рецептов. Примечательно, что пенсия по инвалидности у диабетиков составляет около 6 тысяч рублей, а упаковка полосок стоит от 400 до 1000 и более рублей в зависимости от производителя.
В иске вольчанина названы пять ответчиков—правительство РФ, федеральный Минздрав, областное министерство здравоохранения, аптека МУП «Вольск-фармация» и поставщик льготных медикаментов компания «Протек». С каждого Дмитрий Тагаев требует по миллиону рублей. В ближайшее время он намерен подать еще один иск к областному минздраву, так как диабетикам не выдают спирт для обработки места инъекции (по нормативам полагается 100 граммов в месяц). Как говорит Дмитрий, активное написание жалоб в федеральные инстанции и суды дает гарантию более-менее устойчивого обеспечения льготными лекарствами: «Я ранее уже писал и в администрацию президента, и в Росздравнадзор, меня знают и стараются выдать все, что положено по закону, а те, кто боится и помалкивает, сидят без лекарств».
Примечательно, что на закупку льготных медикаментов выделяются гигантские средства. В прошлом году федеральный и областной бюджеты потратили 1,6 миллиарда рублей, это на 22,5 процента больше, чем в 2010-м. Но саратовцы продолжают жаловаться на перебои. По словам диабетиков (в регионе живут около 59 тысяч человек с таким диагнозом, треть из них нуждается в ежедневном приеме инсулинов), особенно тяжелыми оказались первые месяцы прошлого года. Как вспоминают пациенты, в поликлиниках отказывались выдавать рецепт или выписывали количество препарата, достаточное только для двух недель вместо обычного месячного срока.
«В аптеках не было ничего, ни отечественного, ни импортного инсулина, даже за деньги. Люди через родственников покупали препарат в Москве и за границей,—говорит лидер общества больных сахарным диабетом Екатерина Рогаткина.—Пострадали люди, и за это никто не ответил. Я призывала чиновников хотя бы признать ошибки и попросить прощения, но они предпочли беречь «честь мундира».
Региональное министерство здравоохранение утверждало, что заблаговременно провело конкурсы по закупке медикаментов, а в дефиците виноват кто-то другой. Сначала местные чиновники уверяли, что некоторые лекарства из списка жизненно необходимых были слишком поздно зарегистрированы в Федеральной службе по тарифам, из-за этого их поставки в регион начались с задержкой на месяц-полтора. Затем виноватыми назначили самих пациентов: мол, в январе-феврале было обнаружено слишком много «новеньких» больных, поэтому лекарств, закупленных на четыре месяца вперед, хватило только на два. Как заявлял губернатор Павел Ипатов, льготники идут поперек государственного курса на «импортозамещение основных лекарственных средств», хотят получать современные эффективные препараты, а не то, что лежит на складах поставщиков. Руководитель региона поручал минздраву «провести разъяснительную работу» среди врачей, чтобы не выписывали лишнего.
В нынешнем году, по словам Екатерины Рогаткиной, жалоб на отсутствие инсулина не было: «В конце года почти всем закрыли потребность до конца января, а некоторым по февраль включительно. Давать прогнозы на последующие месяцы пока рано».
Источник: Новая газета